Экологическое воспитание 
учащихся 
младшего школьного возраста в кружках ДДТ

 

                 

                                                            Учитель начальных классов

                                             МОУ СОШ №1 ст. Ясенской

                                                           Пенькова Е.Г. 

Экологическая проблема занимает одно из ведущих мест среди проблем современности.
Резкое обострение экологической обстановки, наметившееся в последние десятилетия в России, делает насущно необходимой работу по экологическому образованию всего населения и в первую очередь - школьников.

От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. С детских лет ребенку надо объяснять, что, оберегая окружающую нас среду, мы творим добро. Надо научить детей задумываться над тем, как надо жить в этом мире, чтобы не нанести вред тому, что нас окружает, что нужно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
Успех в решении целей экологического образования и воспитания во многом зависит от обучения учащихся в начальной школе, где закладываются основы формирования личности человека. Эффективность данного обучения будет иметь место, если будет создана единая непрерывная система формирования экологической культуры.
Получение экологических знаний способствует формированию всестороннего понимания природы, ее особенностей, расширению кругозора, помогает понять связи программного материала с окружающей средой.
Отношение к окружающей среде - сплав знаний, чувств и действий. Это сложное образование, и сформировать его можно только усилиями всех учебных предметов. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников.

Исходя из этого  разработана программа "Росинка",

цель которой - способствовать формированию устойчивого ответственного отношения учащейся молодежи к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически компетентного поведения.
Занятия в экологическом кружке направлены на решение следующих задач:

а) формирование чувства бережного отношения к природе родного края через воспитание доброты и милосердия в процессе общения с ней;

б) привитие первичных эколого-туристских навыков и умений;

в) углубление и расширение эколого-краеведческих знаний, привитие навыков исследовательской работы;

г) развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе занятий;

д) приобщение детей к здоровому образу жизни;


Предлагаемая программа предусматривает проведение занятий в системе учреждений дополнительного образования и рассчитана на учащихся 2-4  классов, имеющих знания курса "Природоведение" и "Окружающий мир" (III-VI классы). Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 2 часа , с организацией практических социально-значимых дел. Программа позволяет детям не только использовать знания, полученные в школе на уроках, литературы, изобразительного искусства, музыки, валеологии и др., но и проследить взаимосвязь школьных предметов с жизнью природы. Программой предусмотрено использование таких форм проведения занятий, как:

  • рассказ об экологических особенностях тех или иных организмов или экологических проблемах нашего региона;

  • чтение и обсуждение информации, содержащей интересные данные о природе родного края;

  • проведение бесед по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам с краткими комментариями ответов ребят;

  • использование на занятиях игровых моментов: кроссвордов, анаграмм, чайнвордов, загадок, пословиц, поговорок, прослушивание стихотворений ,

  • чтение и анализ экологических сказок;

 

  • решение экологических задач;

  • "суды" над животными;

  • имитационные и ролевые игры;

  • использование визуализации природных объектов (фото -кино - видео);

  • проведение всего занятия или части его в виде викторины, аукциона знаний, занятия клуба "Почемучек", устного журнала и т.д.;

  • проведение практических, лабораторных и творческих работ, изготовление плакатов, написание рефератов, изготовление поделок из природного материала. При изучении тем можно использовать средства обучения выпущенные студией "Диафильм" фабрикой экранных учебно-наглядных пособий: таблицы, коллекции, гербарии, чучела животных, объемные модели, карты, а также наглядные пособия, выполненные педагогами или членами кружка. Экологический практикум учащихся предусматривается вести по следующим направлениям: защита природной среды (изготовление кормушек, искусственных гнездовий для птиц, подкормка зимующих зверей и птиц, борьба с мусором);

Акция «Чистый школьный двор»                  

  • улучшение природной среды (посадка растений, озеленение кабинет

 и близлежащей территории, расчистка   парка от сушняка, очистка и обустройство родников);

  • предупреждение дурных поступков человека в природе и борьба с ними; пропаганда экологических знаний (беседа с товарищами, разработка экологических листовок и плакатов, экскурсии экологического содержания, оформление пропагандистско-информационных стендов, работа на "Экологической тропинке");

  • сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок, сувениров);

  • исследование природной среды (фенологические наблюдения, изучение и оценка состояния природы родного края, составление карт районов экологического бедствия региона).

Исследовательская работа ребят призвана помочь в выявлении местных экологических проблем, с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению совместно с лесниками, работниками городской экологической службы, педагогами. Темы программы подобраны таким образом, что позволяют изучать живую природу и экологические проблемы любого региона. России, опираясь на природоведческий материал этого региона, т.к. изучение природы и экологическое воспитание - это интернациональное средство воспитания любви к родному краю.

Каждый из годов обучения по программе «Росинка» своеобразный этап не только освоения учащимися теоретического и практического материала, но также этап развития личности ребёнка, его  способностей, экологических знаний

Программа осуществляется по 3 разделам . Каждый раздел –это год обучения

Задания 1-го года обучения  - Раздел "Экология родного края"

-познакомить учащихся с основными экологическими проблемами Кубани;

     - расширить и углубить представление учащихся о различных последствиях   хозяйственной деятельности человека для биосферных процессов;

-заострить внимание учащихся на охранных мероприятиях по сохранению природы Кубани;

-знать и уметь различать лекарственные растения встречающиеся в нашем районе;

Одуванчик                                                      Ромашка

 

Календула

-называть природные зоны Краснодарского края;

-знать животных, внесенных в Красную книгу Краснодарского края;

-уметь различать  виды загрязнения окружающей среды можно выделить на территории нашей школы;

-участвовать в  мероприятиях, проводимых в нашем районе по сохранению природного богатства.

Задания 2-го года обучения  - Раздел «Экология души»

Младшие школьники эмоциональны, но они, как правило, не могут самостоятельно открыть для себя красоту природы, заметить ее неповторимые и удивительные краски, формы, звуки, запахи. Поэтому в нашем классе очень часты экскурсии в природу. Мы не проходим мимо интересного объекта. Обращаю внимание детей, как свежо и приятно пахнет опавшая осенняя листва, как причудлив узор веток зимних деревьев, как удивительно красиво сочетание зеленых веток с белым снегом, какое необыкновенное сочетание у анютиных глазок, как красиво переливается оперение грача, скворца и т.п.

Задачи:

-открывать перед ребятами мир природы;

-учить их внимательно вглядываться в него;

-находить удивительное и прекрасное вокруг;

-открывать источники красоты, добра и гармонии:

 

Задания 3-го года обучения  - Раздел “Добро для себя, для людей, для природы”

Предусматривает :

-формирование у детей устойчивых привычек экологически ориентированного поведения в повседневной жизни (по отношению к воде, электроэнергии, ко всем вещам, окружающим человека, бытовым отходам и т.д.).

- формирование у младших школьников стремления строить свое отношение ко всему живому в соответствии с нравственными, экологическими нормами и ценностями, воспитание у них готовности заботиться о живых существах;

-развитие у младших школьников устойчивого интереса к познанию природы, формирование убежденности в ее единстве и целостности, объективной необходимости бережного отношения к ней;

-развивать у детей интерес к растительному миру, расширять кругозор детей, воспитываю чувство удивления, восхищения этим миром, благоговению перед ним;

 -формировать  умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.

-формирование экологически значимого, позитивного опыта взаимодействия детей с окружающей средой, расширяю опыт повседневного экологически ориентированного поведения в быту, в природе, стараюсь, чтобы дети критически относились к себе, к другим людям в процессе природопользования.

На занятиях используются следующие методы:

С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. Теоретические - беседа с использованием иллюстративного материала, натуральных  объектов, гербария, карты и плана местности, с демонстрацией опытов и использованием  технических средств обучения. Практические занятия в помещении и на местности - наблюдение, игра (игры - состязания,  игры - соревнования, дидактические, сюжетно - ролевые, экскурсии-практикумы.)
 В своей программе мы отдаем предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

1.     стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты,   викторины, компьютерные технологии);

2.     способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;

3.     обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений)

4.     вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции, спектакли и пр.)

Учащиеся кружка много времени проводят на свежем воздухе, проводят исследования, фотографируют, подбирают материал для исследовательских работ. В настоящее время работаем по таким темам :

 «Исследование реки Горькая Балка как природного комплекса» (животные, растения, птицы, охрана вод.)

Фитопрофилактика (История лекарственных растений, целебная сила растений Краснодарского края, календарь сбора лекарственных трав, правила сбора, составление гербария)

Красная книга Кубани. 

Редкие и лекарственные  растения.

Кавказский заповедник.

 

 

 

 

 

 

 

   


Сайт создан в системе uCoz